И светом обратилась тьма

Сложноцветная палитра – есть в живописи такое понятие. Картина художника, который творит с помощью такой палитры, непременно заставит вас остановиться, чтобы не только насладиться образами, созданными мастером, но и всмотреться в объёмные широкие мазки, удивиться выразительности и смелости при смешивании красок. Вблизи такую картину не рассмотреть, не понять, но отступи от полотна шаг-другой да прищурься чуточку – вот и сложились цветные пятна в единое целое, вот и стал понятен замысел художника…

Сложноцветная история – так, думается, можно было бы сказать об истории нашего Енисейска. На этой исторической палитре чьей-то решительной кистью перемешаны краски самых разных цветов. Коснулась эта кисть и краски чёрной…

…Енисейск, начало 70-х годов прошлого века. Бульдозер целый день, урча мотором и попыхивая солярным дымом, то взбирался на холмы, то, срезая с них верхушки, упираясь, расталкивал впереди себя землю. Задача молодого бульдозериста – разровнять площадку для строительства. Это пока здесь пустырь, а совсем скоро сюда зайдут строители и возведут электроподстанцию. И будет она свет на весь Енисейск давать. Как знать, может, парень тот даже гордился работой своей, предваряя ею такое большое дело. Гордились, наверное, и мальчишки, которые напросились покататься в кабине тяжеловеса. И невдомёк тогда было никому, что именно доведётся им предварять…

…Вязьма, 1867 год, 17 января. В семье священнослужителя Василия Михайловича Попова и супруги его Веры Ивановны родился сын. Иваном назвали — именем на Руси распространённым, с именем ученика Христова – Иоанна, созвучным. К тому же в зимние дни, а точнее 9 февраля, день памяти Иоанна Златоуста отмечается. Рос ребёнок в чистоте и праведности, окружавшей его в семье с малых лет, год за годом любовью к Господу укреплялся. И совершенно естественным для него было решение по достижении возраста нужного и после окончания Вяземского духовного училища отправиться учиться в семинарию. А было юноше на тот момент 15 лет. И вот через шесть лет он уже выпускник Смоленской духовной семинарии, а ещё через четыре – Московской духовной академии в степени кандидата богословия.

Иван Васильевич Попов, профессор, богослов, патролог

Магистр богословия, доктор церковной истории, доцент по кафедре патрологии Московской духовной академии, а ещё с 1907 года — приват-доцент по кафедре истории Церкви историко-филологического факультета Московского университета, статский советник… В 1917 году он — профессор Высших женских богословско-педагогических курсов, доктор церковной истории, лауреат Макариевской премии, председатель Комиссии по реформе духовных академий. Перечислить все звания, ученые степени и высокие должности Ивана Васильевича Попова невозможно даже очень коротко, через запятую, но вся, абсолютно вся его деятельность была связана с православием, с христианством. Даже тогда, когда над страной взвились алые флаги и за веру грозило (и с каждым днём набирало жуткие обороты) гонение, когда одно лишь исповедание христианства могло стать поводом назвать человека врагом народа, а убеждения его – контрреволюционной пропагандой. И уж тем более, когда человек этот не скрывал своих убеждений и открыто мог выступить против ханжеских, кощунственных решений советской власти, направленных на уничтожение святынь православия.

Так, например, в 1919 году Иван Васильевич обратился в Совнарком с протестом против планов властей изъять мощи преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры, а в 1920-м его впервые арестовали. Однако, по свидетельству людей, общавшихся тогда с Иваном Васильевичем, он не критиковал всё то новое, что творилось в стране, напротив, старался разобраться в ситуации.

Вот что пишет в своих воспоминаниях С. Волков: «В нем не было повального осуждения того нового, что шумело и кипело вокруг. Напротив, он старался понять смысл совершавшихся перемен, понять причины, породившие их именно в данной форме, пытаясь предсказать то, что последует в дальнейшем… В обстановке тяжелых мучительных 1919–1920 годов он пытался провидеть более светлое и отрадное будущее, веря в душевную доброту и коренимую ясность мудрости народной, в которой разуверились многие из тогдашних писателей и мыслителей… В целом его прогноз был положительный, хотя тогда он предвидел много мрачного и тяжелого в судьбах Русской Церкви на последующие годы».

Архиепископ Иларион (Троицкий), уже находясь в Соловецком лагере, в присутствии других заключённых — архиереев и клириков — говорил про Ивана Попова так: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича»

В 1924 году Иван Васильевич в своем послании вступился за патриарха Тихона перед патриархом Константинопольским Григорием VII, который признал обновленцев и предложил патриарху Тихону удалиться от дел управления церковью. И вновь ответ власти не заставил себя долго ждать: в декабре 1924 года Иван Попов арестован и приговорён к трём годам лишения свободы, которые провёл в заключении в Соловецком лагере особого назначения, где был учителем в школе грамотности для заключённых-уголовников.

1931 год – новый арест, ссылка в село Самарово, ныне это часть Ханты-Мансийска. 1935-й – арест, ссылка на пять лет в Пировский район Красноярского края. Октябрь 1937 года – арест уже ссыльного Попова с обвинением в систематическом проведении агитации против существующего строя, распространении клеветы на руководителей партии. Виновным себя ссыльный Попов не признал. Этапирован в Енисейск. Решение тройки управления НКВД по Красноярскому краю от 5 февраля 1938 года сине-фиолетовыми буквами вколочено печатной машинкой в желтоватую бумагу: «Расстрелять».

…Поздний вечер 8 февраля 1938 года. Отпираемый тяжёлый замок громко лязгнул на холоде, открывающиеся ворота енисейской тюрьмы протяжно заскрипели. Скрип этот надсадный подхватил ледяной ветер. Он же разнёс над пустырём короткую команду «Пли!» и последовавший за ней резкий хлопок, он же развеял дым от огнестрела и первым припорошил свежей позёмкой, словно саваном белым укрыл бездыханно упавшее тело. Земная жизнь Ивана Васильевича Попова прекратилась в канун празднования дня памяти Иоанна Златоуста…

В Енисейске от тюрьмы до пустыря, где подобные приказы приводились в исполнение, чуть больше километра. Полторы-две тысячи шагов. 15 минут неспешного хода… Трудно представить, что думалось заключённым, идущим по этой дороге в один конец. Можно лишь предположить, что знающий о тленности земной жизни и бессмертии души мог в эти мгновения только молиться, вероятно, вспоминая про себя слова Христа о том, что «не больше ученик Учителя», вспоминая, что надлежит последователям Иисуса Христа быть гонимыми и ненавидимыми за веру. И что «не стоит бояться убивающих тело, души же не могущих убить».

Иван Васильевич Попов. 1935 год, внутренняя тюрьма НКВД

…Енисейск, середина 70-х годов прошлого века. Строительство электроподстанции идёт полным ходом. Первое кирпичное здание уже возведено. Требуется прокладка кабеля, а значит, нужно вырыть траншею. Мощный ковш один за другим высыпает на поверхность кучи земли. Но что это?..

Весть о страшной находке экскаваторщика мигом разлетелась по городу. Сбежались люди, приехало начальство. Смотреть без слёз и ужаса на обнаруженное массовое захоронение было невозможно: кости, валенки, телогрейки, шинели… Дыры, зияющие в черепах, красноречивее всяких слов свидетельствовали о причинах смертей.

Как потом рассказывали очевидцы, по распоряжению начальника строительства останки сгрузили в деревянный короб и столкнули бульдозером в болото. Узнав об этом, руководитель городского коммунального хозяйства Захар Моисеевич Фирер приостановил погрузку второго короба и организовал перезахоронение останков на городском кладбище. Его отец, Моисей Абрамович Фирер, был расстрелян в Енисейске в 1939 году. И его прах тоже мог быть здесь…

…Нижегородская область, г. Саров, 30 июля 2003 года. Первое выездное заседание Священного Синода в связи со столетним юбилеем канонизации Серафима Саровского. Из журнала заседания: «Слушали доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Постановили: включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников…» Далее – список канонизированных новомучеников, среди которых и Иоанн Попов.

Иван Попов: «Для меня в жизни самое основное интересы Святой Церкви и родной мне Академии, которая воспитала меня, дала образование и поставила на ноги. Я всем обязан ей и благодарен до смерти»

Так, к именам святых, связанных с нашим городом, Даниила Ачинского и Луки Войно-Ясенецкого прибавилось еще одно имя — святого мученика Иоанна Попова. Где покоятся его мощи — то ли в месте перезахоронения на Севастьяновском кладбище, то ли в болоте, где мальчишки видели короб с уже омытыми и обветренными временем костями? А, может, так и лежат они нетронутыми в земле на месте расстрела? Кто теперь скажет… Одному Богу ведомо. Но мы теперь знаем новое имя благодаря случаю (хотя у Бога случайностей не бывает), когда отец Виктор Распуткин с матушкой при подготовке проповеди ко дню памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов открыли для себя имя богослова, церковного историка, патролога, профессора Московской духовной академии Ивана Васильевича Попова, чем и поделились с нами.

Святой мученик Иван Попов

И вот ведь верны слова о неисповедимости путей Господних! Одним из тех мальчиков, катавшихся в начале 70-х годов по пустырю в кабине бульдозера, оказался Витя Распуткин. Ему было тогда 7-8 лет. Думается, многие сверстники его, любившие играть на том пустыре, изрезанном карьерами, а потому для детских игр привлекательном, могли бы вспомнить об истории той страшной находки. И вот ещё обстоятельство: ту самую траншею копал двоюродный брат Виктора Евгений Петрович Распуткин. Случайность? Совпадение? Вряд ли…

Сегодня, 8 февраля, — день памяти Иоанна Попова, новомученика, имя которого связано с Енисейском навсегда. И пусть память о нём светлым тоном ляжет на оставленное когда-то на историческом полотне города чёрное пятно, ведь и свет в итоге всегда побеждает тьму. Так было всегда. Пусть так и будет!

Корреспондент Оксана ВЛАСОВА

Енисейская правда Общественно-политическая газета города Енисейска Енисейского района