Доклад: Православие и отечественная культура: как потерявшим прошлое не потерять будущее.

 

Уважаемые отцы, братия и сестры, уважаемые присутствующие и участники Рождественских чтений.

Прежде всего мне хотелось бы отметить, что данный доклад будет наполнен примерами из истории нашей Родины и нашей культуры, а также примерами из ее современности. Некоторые из них могут тронуть до глубины души.

Уже почти ни у кого нет сомнений, что мы живем в эпоху значительных культурных и духовных изменений. Мир, к которому все привыкли в последние тридцать лет, практически исчез. Одновременно с этим во всем мире, в том числе и в России, наблюдается кризис образа будущего. Этот кризис находит свое отражение в массовой культуре, которая часто отходит от традиционных ценностей, создавая новый, порой дисгармоничный образ жизни и мировоззрения (а иногда откровенно деструктивный). Буквально недавно сотни телекамер многих мировых новостных агентств запечатлели как папа Римский Франциск встречается с трансгендерами, некоторые из которых по данным СМИ занимаются проституцией. Папа Римский ранее призывал католическое священство и епископат приветствовать и проявляться уважение к представителям нетрадиционных ориентаций в Церкви. Сложно оценить, насколько это поколебало оплот традиционализма на христианском Западе – Римо-Католическую Церковь, однако смело можно утверждать о закате христианских традиционных ценностей на Западе. Еще один яркий пример, но уже из массовой культуры, зарождение и популярность таких жанров в массовой культуре как апокалиптика и постапокалиптика. Апокалиптика — жанр научной фантастики, в котором рассказывается о наступлении какой-либо глобальной катастрофы. Среди прочих катастрофических сюжетов могут использоваться варианты нашествия инопланетянвосстани роботов, зомби-апокалипсиса, пандеми, извержения вулканав и т.д. Постапокалиптика –  поджанр фантастики, где сюжет развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Так же нужно упомянуть о грядущей экранизация популярной компьютерной игры «Fallout» в жанре постапокалипсиса, в которой действие происходит после ядерной войны на территории США, которая превратилась в радиоактивную пустыню и охвачена анархией, и многое другое. Наконец, другой не менее яркий пример – многочисленные шутки и интернет-мемы с использованием образа Алисы, героини советского фильма «Гостья из будущего», а также образа нашего известнейшего космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, которые в иронической форме задают вопрос нашим современникам о прекрасном светлом будущем, которого многие ждали в СССР, но чьи ожидания не оправдались.

Итак, ужасные бедствия, катастрофы, пандемии, нескончаемые войны – вот как по большей части видит современная массовая культура наше будущее. В таких условиях роль Православия в сохранении и развитии российской культуры становится, как мне видится, особенно актуальной.

Это отражает необходимость примирения России имперской и советской с Россией современной, объединения настоящего с прошлым. Важно перестать клеймить советское и более ранее имперское прошлое словами «все было плохо», а вместо этого постараться увидеть и оценить разнообразие и многогранность нашей истории, нашего исторического опыта. Отказ от негативного отношения к прошлому поможет избежать ненависти и неприязни к современным событиям и государственным символам.

Я хочу особо подчеркнуть идею о том, что для того, чтобы строить и понимать будущее, нам необходимо осознанно обращаться к нашему прошлому. Это фундаментальный принцип: чтобы четко представлять, куда мы стремимся, нам нужно иметь ясное представление о том, откуда мы пришли – то есть о прошлом и настоящем. Подобно тому как дерево растет и развивается, питаясь силой своих корней, так и мы, в стремлении к будущему, должны опираться на понимание нашей истории и наследия. Это понимание прошлого дает нам основу для создания здорового, устойчивого и осмысленного будущего.

Наряду с приведенными примерами, так же нещадно, а местами и более жестко отношение к церковной истории, примеры этого такого отношения, которые я приведу чуть ниже свидетельствуют, что у нас есть очень большие проблемы с видением прошлого (и как следствие с настоящим). Сожаление вызывает тот факт, что значительная часть многовекового наследия православной культуры была потеряна в мире перемен. Исторические потрясения прошлого века, включая революционные события и гонения на Церковь, привели к утрате многих духовных и культурных ценностей, которые были неотъемлемой частью российской жизни (даже базисом или фундаментом для поэзии, музыки, искусства).

Пафнутьев-Боровский монастырь в Калужской области. Многим нашим современникам он известен фигурами таких известных ныне монахов как старец Власий (Перегонцев) и иеромонах Фотий (Мочалов), финалист телевизионного конкурса «Голос». Но мало кто знает, что эта обитель яркий пример величия русской духовной культуры. Пафнутьев-Боровский монастырь, является наследником глубоких духовных традиций и примером духовного могущества и непрерывности традиций, восходящих к временам преподобного Сергия Радонежского (его наместником был никто иной как один из самых авторитетных церковных деятелей средневековой Руси – св. Иосиф Волоцкий). В более позднее время эти традиции были укреплены благодаря взаимосвязи с Оптиной пустынью, известной духовными подвигами своих насельников и их многочисленными поучениями. Со времени старца Макария, Оптина Пустынь приобрела особое значение в российской духовной жизни, привлекая к переводам святоотеческой литературы многих представителей образованного слоя общества, интеллигенцию (именно в этот момент сложился уникальный для России синтез светской интеллектуальной традиции и церковной учености).

Этот период в истории Оптиной пустыни оказал значительное влияние на культурную жизнь России. Цвет мыслящей России, включая таких выдающихся личностей, как братья Киреевские, Константин Леонтьев, и, даже, писатель Лев Толстой, находили вдохновение и духовное обновление в общении со старцами Оптиной пустыни.

Особое место в истории Оптиной пустыни занимают Николай Васильевич Гоголь и Фёдор Михайлович Достоевский, два знаменитых писателя XIX века, которые неоднократно посещали это духовное прибежище. Их творчество и духовные поиски были глубоко связаны с впечатлениями и переживаниями, испытанными в стенах Оптиной пустыни, что отразилось в их произведениях и оказало значительное влияние на русскую литературу и культуру в целом.

На протяжении XIX – XVIII веков Пафнутьев-Боровский монастырь являлся частью Оптиной пустыни – многие монахи, певчие и трудники переходили из одной обители в другую. Долгие десятилетия ризница монастыря пополнялась, причем не только святынями самого монастыря, но и из храмов близлежащей округи и из самой Оптины. Затем в годину гонений после закрытия в 20-е годы XX века при монастыре располагался музей, а затем училище. Известный российский историк и краевед Владимир Фотиевич Козлов в одной из своих статей описывал трагедию этой богатой ризницы (его статья так и называется «Трагедия Пафнутьев-Боровского монастыря в 1931-1932 гг.»). Силами некоего В. С. Горохова, который занимал пост главы индустриально-ремесленной школы на территории монастыря в начале 30-х годов, порядка 385 памятников культуры и древности, копившихся в течении десятилетий, если не столетий, было утеряно за несколько лет его руководства – иконы и книги сжигались в печи, богослужебный инвентарь продавался или пропивался, многие экспонаты местного музея были фатально повреждены. Таким образом упомянутый Горохов вошел в отечественную историю лишь тем, что успел нанести вред российской культуре. Судьбу Пафнутьева монастыря разделили многие другие монастыри большой России, создававшие и собиравшие культурное наследие на протяжении веков, которые разрушались подчас действиями одного человека или небольшой группы людей. Этот факт подчеркивает трагедию утраты, когда многолетние усилия многих людей, посвятивших свою жизнь созданию и сохранению культурных ценностей, были стерты с лица земли бездумным и бездушным актом одного человека, для которого такие действия стали главным делом его жизни и печальным следом в отечественной истории и истории Церкви.

Однако, несмотря на эти потери, русская миграция внесла значительный вклад в сохранение и распространение российской православной культуры за рубежом. Эмигранты стали носителями и хранителями многих духовных и культурных традиций, передавая их следующим поколениям. Работы некоторых деятелей русской богословской мысли, были впервые переизданы именно в Джорданвилле.

Православная Церковь, несмотря на все испытания, остается неизменным хранителем отечественной культуры. Она продолжает играть ключевую роль в сохранении духовных и моральных основ, которые определяют глубину и богатство российской культурной идентичности. Более того, даже отдельные политики, деятели культуры, представители научной среды, а не только Русская Церковь как организация выступают с этой ключевой позиции – позиции хранителей отечественной культуры. Из примеров можно привести деятельность администрации нашего края на примере нашего Енисейска и его Краеведческого музея. деятельность Императорского Православного Палестинского общества и мн. др.

Следует также отметить, что в результате отстранения от православных традиций, многие поколения россиян, особенно в 90-е годы, обратились к духовным поискам вне церковных. К сожалению, гонения на Церковь в прошлом привели к возникновению множества религиозных сект и течений, что еще больше усложнило процесс сохранения традиционных ценностей. Эти события способствовали размыванию духовно-исторических основ российского общества.

Деструктивные секты последних тридцати лет довольно сильно повлияли на умы многих наших с вами современников, что привело к духовному кризису и поиску альтернативных духовных путей. Может ли это влияние сказаться на образе будущего? – Думаю, что в этом нет никаких сомнений, ведь от нашего соотечественника, воспитанного в иной культуре мы не можем ожидать корректной оценки утраченного нами прошлого, максимум на что можно рассчитывать в этом случае – сдержанное сожаление с его стороны. Сказать про современную миграцию одни насаждали русскую культуры, а другие хаят,прививают ненависть к России

Таким образом, перед нами стоит задача не только сохранения, но и возрождения утраченных аспектов православной культуры, что является, собственно, возрождением культуры нашей страны, укреплением единого культурно-исторического кода общества. Важно также осознать глубокую взаимосвязь между Церковью и государством, понять, что Церковь, несмотря на гнет перемен, моды, смены политических режимов, оставалась неизменной в своей духовной сути и хранительницей традиционных ценностей, но вместе с этим всегда поддерживала Российское государство даже в самые тяжелые годы гонений на саму Церковь со стороны государства. Яркими примерами этому служит противостояние святого благоверного князя Дмитрия Донского Золотой Орде, Александра Невского с Ливонским орденом. В лице Кузьмы Минин и Дмитрия Пожарского с Казанским образом Пресвятой Богородицы, Церковь выступила, как примиряющая и консолидирующая сила во времена русской смуты, что помогло разбить польскую армию под Москвой, а в октябре 1612 года — полностью освободило столицу от оккупации интервентами. . Сегодня Церковь может и должна стать одним из важнейших компонентов в процессе оздоровления общества, восстановления российских ценностей и нравственных ориентиров. Нам необходимо стремиться к согласию между прошлым и настоящим, активно включая традиционные ценности в современную жизнь, чтобы создать устойчивое и предсказуемое будущее для нашей страны. Нам необходимо стремиться к согласию между прошлым и настоящим, активно включая традиционные ценности в современную жизнь. Это позволит нам сохранить наше культурное и духовное наследие для будущих поколений. Для этого необходимо понимать, что и каким образом мы потеряли, чтобы предпринимать все усилия, чтобы не допустить этого в повторения. И напоследок имеет смысл сказать про образ будущего в свете всего вышесказанного. Образ будущего – это не то, чего мы хотели бы ожидать через десять, двадцать, пятьдесят, сто лет, это то, что мы должны делать прямо сейчас, чтобы не потерять то немногое (а лучше приумножить), что мы унаследовали из нашего прошлого. А доклад я свой хочу завершить словами из стиха поэта Юрия Энтина из фильма «Гостья из будущего» где она впервые прозвучала.

Слышу голос из прекрасного далёко
Он зовёт меня в чудесные края
Слышу голос, голос спрашивает строго
А сегодня что для завтра сделал я