Знакомим читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 4–10 марта — 3-я приуготовительная седмица к Великому посту.
4 марта (19 февраля по ст.ст.). День памяти преподобного Феодора Санаксарского (+1791)
Иван Игнатьевич Ушаков (1718–1791) происходил из знатной семьи и служил в элитном гвардейском Преображенском полку. Казалось бы, его ждала безбедная жизнь и успешная карьера в армии.
Однако на одной из частых для гвардейцев пирушек молодой сержант стал свидетелем тому, как один из его сослуживцев упал замертво. Увиденное навело Ивана на мысль о скоротечности земной жизни и сомнительности мирских увеселений. Он оставил службу и подвизался иноком, взяв новое имя — Феодор.
Жизнь монаха Феодора была полна многими трудностями и испытаниями. За оставление воинской службы его подвергали арестам, уже потом, по неправедному обвинению, его ссылали жить на Соловецких островах. Однако будущий святой не унывал и не оставлял своего послушания. Главным делом его жизни стало возрождение Санаксарской обители (территория современной Республики Мордовия).
Интересно, что преподобный Феодор приходился родным дядей великому русскому флотоводцу Федору Ушакову, так же прославленному в сонме святых Церкви.
8 марта (23 февраля по ст.ст.). Обретение мощей блаженной Матроны Московской (1998)
Блаженная Матрона (урождённая Матрона Димитриевна Никонова; ок. 1885–1952) — одна из самых почитаемых русских святых. При жизни она, сама страдая ото многих недугов, прославилась прозорливостью и многими чудесными исцелениями болящих.
Народное почитание памяти старицы началось практически сразу же после ее земной кончины. С началом церковного возрождения в России встал вопрос о ее прославлении в лике святых.
Поэтому в ночь с 7 на 8 марта 1998 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, могила святой Матроны была вскрыта. Ее мощи доставили сначала в московский Данилов монастырь, а затем перенесли в Покровский храм на территории Покровского монастыря, открыв к ним доступ для верующих.
Менее чем через год блаженную Матрону Московскую канонизируют как местночтимую святую российской столицы. А в октябре 2004 года Освященный Архиерейский Собор благословит и ее общецерковное почитание. На сегодняшний день почитание святой Матроны среди православных России и паломников из других стран не оскудевает: к мощам блаженной в Покровском храме ежедневно приходят молитвенно приложиться тысячи человек.
В тот же день — память священномученика Димитрия Апанского (+1919)
В этом году исполняется сто лет со дня мученического подвига священника Димитрия Неровецкого (1887–1919), несшего пастырское служение в сибирской глубинке — на территории современного Абанского района, в небольшом селе Апано-Ключи.
Степенную жизнь сельского прихода святителя Николая Чудотворца, где и был настоятелем отец Димитрий, нарушила Гражданская война. На востоке Енисейской губернии начали активные действия красные партизаны «Тасеевской республики», безжалостно расправлявшиеся со всеми, кого считали своими врагами. Особенную ненависть у них вызывали православные священнослужители.
Отца Димитрия партизаны арестовывали неоднократно, бездоказательно обвиняя в сотрудничестве с белыми войсками. Первые несколько раз они были вынуждены отпускать священника — никаких доказательств его «вины» не было, будущий святой сознательно отказывался от поддержки любой из враждующих сторон, призывая паству к миру и милосердию. Супруга, тем не менее, несколько раз умоляла отца Димитрия оставить беспокойную Апанскую землю и уехать подальше от ужасов Гражданской войны. Но тот всякий раз отказывался изменять своей священнической присяге.
В первую великопостную седмицу священника Димитрия Неровецкого арестовали еще раз — по клеветническому доносу собственного же псаломщика. Партизаны предали пастыря многим мукам и издевательствам, после чего расстреляли его в таежной глуши. Мощи святого, канонизированного на Архиерейском соборе в 2000 году, не обретены до сих пор.
9 марта (24 февраля по ст.ст.) — Первое и Второе обретение главы пророка Иоанна Предтечи
Этот праздник — один из семи, установленных Православной Церковью в память о Крестителе Господа.
Как известно, пророка, по воле нечестивой жены иудейского правителя Иродиады, казнили через усечение главы. Ученики вынуждены были погрести тело святого без головы; ее отдельно похоронила на Елеонской горе благочестивая царская служанка.
Спустя долго время, в IV веке, голову пророка обрел вельможа-христианин Иннокентий. Он повелел построить на том месте небольшую церковь и бережно хранил святыню. Однако после его кончины настали антихристианские гонения: честная глава Иоанна Предтечи вновь была утрачена.
Повторно святыню обрели уже в середине V века, когда христианство восторжествовало в пределах Римской империи. По преданию, двум инокам явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы.
Однако затем, по несчастливому стечению обстоятельств, обладателем ее стал лжепастырь-арианин. Он совратил множество больных людей, исцелившихся от святой главы, приписывая всю благодать своему еретическому учению.
Когда же кощунство еретика открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы. Спустя несколько лет главу пророка Иоанна там обрел архимандрит расположенной рядом монашеской обители по имени Маркелл.
10 марта (25 февраля по ст.ст.) — Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания
Это воскресенье — последнее перед началом Великого поста.
Церковь в этот день стремится поделиться с верующими тоской по Раю, который утратили люди после грехопадения Адама. Еще одна ключевая мысль в преддверие поста — это идея о всеобщем прощении людей. За Литургией читается евангельский отрывок (Мф 6:14–21), в котором Христос говорит о необходимости отпускать другим людям совершенное ими зло.
Главной богослужебной особенностью этого дня служит чин прощения: подобно древним монахам, клирики и миряне в храме просят друг у друга отпустить все обиды, дабы с мирной душой войти в пост.