16 апреля епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор посетил реставрационные мастерские в г. Красноярске, где начались работы по восстановлению исторического иконостаса главного предела Спасо-Преображенского собора Спасского мужского монастыря г. Енисейска.

Резной позолоченный иконостас с иконами пророка Илии, Казанской Божией Матери, Святой Троицы, с Нерукотворным образом Спасителя в киоте, написанными местными мастерами был поставлен между 1756 и 1765 гг. Иконостас, в котором было 7 прясел и 7 рядов икон, венчала скульптурная композиция Распятия с предстоящими. В подставе местного ряда, под Нерукотворным образом Спасителя, помещались уникальные иконы: «Христос — защитник пастырей и паствы», «Богоматерь в аллегориях и символах», «Призрение ко всем», «Чин любви к Богу» и другие образа с аллегорическими сюжетами — вклад в 1773 г. енисейского купца П. Цыфелева.

По данным историков, в Сибири всего два таких сохранившихся иконостаса, второй из них находится в одном из храмов г. Иркутска.

В настоящее время в мастерской осуществлена выкладка сохранившихся частей иконостаса, начато изготовление недостающих архитектурных композиций.

«…Формирование комплекса Спасского иконостаса не выходит за пределы 1756-1765 гг. Его орнаментальная резьба (сквозная у царских врат, накладная — вокруг икон на тумбах и в верхних ставах) строится на основе лиственного побега с завитками с элементами плетения. Кроме того, присутствует глухая резьба на архитектурных деталях — карнизах, капителях и консолях. Наиболее объемной выглядит орнаментальная резьба, использованная в оформлении виноградными кистями столбцов у балдахина над царскими вратами. Но столбцы декорированы набором накладных резных элементов, исполненных в невысоком рельефе. Чистота и точность рисунка орнаментов, богатый репертуар видов резьбы, сложных очертаний рамы икон, дополненные большим количеством скульптурных изображений, сосредоточенных вдоль главной оси, позволяют отметить высокий уровень резного оформления в иконостасе, созданном енисейскими мастерами.

В Спасском иконостасе вертикальная динамика заявлена большим числом ярусов (их 7), и уравновешена равным числом осей. Доминанта пластического начала обозначена концентрацией скульптуры и резьбы вдоль центральной оси. Здесь чередуются резные консоли и увитые виноградом столбцы с фигурами ангелов, которые замещают архитектурные членения. Одновременно фигуры ангелов, расположенные на облаках, обогащают тектонику иконостаса изобразительностью. Высота и объемность фигур ангелов уменьшается от нижнего яруса к верхнему, что соответствует законам линейной перспективы, и наделяет структуру иконостаса свойствами иллюзорного увеличения высоты. Лики ангелов и херувимов, обращенные на зрителя, а также жесты рук и движение ног привратных ангелов, обозначают развитие композиции от зеркала иконостаса в пространство храма. На центральной оси резьбой имитируется металл в орнаменте царских врат, ткань и корона в изображении балдахина, облака под поясным изображением Саваофа и у фланкирующих главную ось ангелов. Орнаментика в Спасском иконостасе изобразительна. В двух следующие парах ярусов на плавной оси располагались живописные изображения, обрамленные резными ангелами, а венчала центральную ось скульптурная композиция Распятия с предстоящими. <…> Резные рамы вторят очертаниям досок. Херувимы у праздничных икон и в двух верхних фризах cтpoгo фронтальны и фиксируют вертикальные оси прясел. Изображения Саваофа и Христа в Распятии фронтальны, симметричны и привязаны к оси иконостаса. Фигуры ангелов образуют зеркально-симметричные пары. Преобладание орнамента над изображением, заявленное в композиции резных царских врат, действует и в масштабе всего иконостаса.

Орнамент царских врат симметричен относительно вертикальной оси, он более густой и плотный в нижней и верхней части. Обычная для врат планка на оси по стыку створ отсутствует. В средней части врат орнамент более крупный и прозрачный, в его рисунке отсутствуют переплетения и многослойность. Овальные иконы Благовещения и Евангелистов малы по размерам, что подчеркивает значительность массы орнамента и его масштабность. Рокайльные щитки у левого и правого краев композиции, покрытые по поверхности сетчатым трельяжным орнаментом, и небольшие цветочные гирлянды под щитками показывают один из источников стиля врат-рококо. Другая стилистика свойственна верхней и нижней зоне орнаментики. Фантастические цветы и бутоны в многослойном густом плетении можно найти в числе декоративных мотивов искусства первой половины и середины XVIII в. Гибкость силуэтного рисунка орнаментов, заостренные окончания акантовых листьев, жесткость моделировки лицевой поверхности врат желобками и выемками, а также золочение, делают деревянные резные врата своего рода имитацией врат металлических. Сюжетные живописные композиции, а также резные потир и звезда, вкраплены в ковровый рисунок орнамента как его составные колористические и пластические элементы. Общая идея — врата райского сада — сопровождена скульптурными образами ангелов, они расположены на облаках по сторонам врат как небесные стражи. Дважды повторенное на оси изображение короны, облачные подножия ангелов и балдахин с открытым занавесом обозначают идею врат Царствия небесного…»

(Фрагмент статьи Исаевой Н.Н. «Спасский иконостас»)