Сайт енисейскаяепархия.рф знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 25 февраля — 3 марта — 2-я приуготовительная седмица к Великому посту.

25 февраля (12 февраля по ст.ст.) — празднование иконе Пресвятой Богородицы «Иверская»

Этот день — один из четырех праздников Русской Церкви, связанных с почитанием Иверского образа. В это торжество верующие молитвенно вспоминают события 1656 года: перенесение списка иконы в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь на Валдае.

Иверская икона Небесной Владычицы — совершенно особая святыня в истории русского Православия. Ее смело можно назвать нитью, связывающей нашу страну и Церковь с остальной православной вселенной. По преданию, еще в IX веке, в годы засилья иконоборческой ереси в Византии, одна благочестивая вдова решила предать морским водам хранившийся у нее дома старинный образ Богоматери — лишь бы не отдавать его на поругание еретикам. Спустя же многие годы эту икону чудесным образом обретут монахи грузинской обители на Святой Горе Афон, в честь которой святыня и получит свое название («Иверией» называют Грузию греки).

А еще через многие года на Афоне, по просьбе русского царя, сделают список (копию) Иверской иконы с оригинала. Рассказывают, писавшие его иноки держали настолько суровый пост, что вкушали пишу только по субботам и воскресеньям. В итоге список и исходное изображение отличить друг от друга было почти что невозможно. В Москву святыню торжественно перенесли в 1648 году, а спустя восемь лет ее передадут новоустроенной обители на Валдае.

В этот же день — память святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (+1378)

Личность святителя Алексия неотделима от истории объединения русских княжеств и борьбы с татаро-монгольским игом.

При жизни этот архипастырь, впрочем, носил титул Митрополита Киевского и всея Руси, именно так величали правящего архиерея в русских землях вплоть до 1461 года. Однако заслуги владыки Алексия были неотделимы от нового центра возрождающегося государства, и Церковь впоследствии не сможет не подчеркнуть их на таком символическом уровне.

Житие этого святого в чем-то разрушает шаблоны о том, каким должен быть «классический» святитель. Конечно, владыка Алексий учреждал новые монашеские обители, много и ярко проповедовал, оставил обширное литературное наследие, но, в первую очередь, митрополит внес свой вклад в возрождение Руси своим незаурядным дипломатическим талантом.

Ордынских ханов владыка Алексий убеждал отказываться от вооруженных экспедиций в русские земли, враждующих князей-соотечественников — примириться и сплотиться вокруг московского князя, Патриарший двор в Константинополе — не доверять литовскому князю-язычнику Ольгерду, требовавшему «своего» архиерея для православных подданных… Авторитет, благочестие и высочайшее ораторское мастерство митрополита помогали ему решать эти и многие другие задачи, — пусть и с переменным успехом, и не всегда с первого раза.

Потому сейчас, спустя прошедшие столетия, абсолютно справедливо называть святителя Алексия архитектором грядущего объединения русских земель вокруг Москвы.

27 февраля (14 февраля по ст.ст.) — день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (+869)

В чем состоит главная заслуга этого святого наверняка знает каждый образованный человек — благодаря трудам равноапостольного Кирилла и его брата Мефодия у славянских народов появилась своя письменность.

Вопреки бытующему порой заблуждению, Кирилл и Мефодий не проповедовали христианство среди наших предков — восточных славян. Тем не менее, равноапостольный Кирилл бывал на территории современной России: около 860 года он присутствовал с дипломатической миссией при дворе хана Хазарии (кочевой империи, существовавшей на юге России в VII–X веках). Известно также, что ранее Кирилл с аналогичными задачами бывал при дворе багдадского халифа, — уже сами по себе эти факты говорят о его остром уме, эрудированности и дипломатическом таланте.

Прославила же святого Кирилла миссия в Великой Моравии — раннефеодальном государстве западных славян, которое условно можно считать предшественником современных Словакии и Чехии. Великоморавский князь Ростислав тяготился экспансией со стороны германского императора и потому не доверял посылаемым им немецким священникам, которые вели богослужение на латыни и презирали всё славянское. Правитель обратился с просьбой о помощи к византийскому императору, и тот направил в моравские земли равноапостольных Мефодия и Кирилла вместе с их учениками.

В середине 860-х святые составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие богослужебные книги, также именно они ввели богослужение на славянском языке. Склонный от природы к болезням, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году. Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. Впоследствии их труды пригодятся жителям Киевской Руси, когда и наши предки обратятся ко Христу.

2 марта (17 февраля по ст.ст.) — день памяти священномученика Гермогена (Ермогена), Патриарха Московского и всея Руси (+1612)

Предстоятельство владыки Гермогена выпало на страшное для страны Смутное время — 1606–1612 года. Без преувеличения, священномученик выступил духовным лидером в борьбе за сохранение Российского государства: всеми силами он поддерживал единственного законного правителя в то время — царя Василия Шуйского, осуждал сменивший его режим «Семибоярщины» и польско-литовскую оккупацию.

Патриарх Гермоген последовательно благословил оба Земских ополчения на противостояние захватчикам. Даже в последние годы жизни, находясь фактически в плену у поляков и литовцев, он отказывался приказать русским ополченцам отойти от города — даже несмотря на угрозы смерти. В конце страшной зимы 1612 года Святейший Патриарх скончался от голода, так и не застав освобождения Москвы.

Известно, что перед тем, как стать Патриархом Московским и всея Руси, владыка Гермоген почти 20 лет был правящим архиереем в Казани. Там святитель показал себя твердым в вопросе веры архиереем, энергичным и талантливым миссионером, способствовавшим распространению Православия среди бывших подданных Казанского ханства.

В лике святых Святейшего Патриарха Гермогена прославили в 1913 году.

3 марта (18 февраля по ст.ст.) — Неделя о страшном суде

Это воскресенье — третье из четырех подготовительных перед Великим постом. Согласно церковному уставу, это последний перед Великим постом день, когда верующим дозволяется вкушать мясо.

4 T

За Литургией читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф 25:31—46), в котором верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.

На утрене уже поются некоторые сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

По материалам сайта kerpc.ru