6 октября 2017 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре совершено торжественное празднование святителю Иннокентию, митрополиту Московскому и Коломенскому, просветителю Сибири и Америки. В сегодняшний день исполнилось 40 лет со дня прославления святого.

Божественную литургию в Успенском соборе Лавры, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, возглавил Высокопреосвященнейший Вадим, митрополит Иркутский и Ангарский в сослужении сонма архиереев Русской Православной Церкви из Сибири и Дальнего Востока, в числе которых был Преосвященнейший Никанор, епископ Енисейский и Лесосибирский.

Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) родился 26 августа 1797 года в Иркутской области в семье пономаря сельской церкви. Окончил Иркутскую духовную семинарию. В 1817 году рукоположен в сан диакона, а четыре года спустя — в сан иерея. Первым местом его служения была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Иркутске. Впоследствии, став епископом, в память о своем служении в Благовещенском приходе он предложил назвать главный город Амурского края Благовещенском.

В 1823 году отец Иоанн был переведен на остров Уналашка — самый крупный из группы Алеутских островов. Здесь он написал огласительные поучения «Указание пути в Царствие Небесное» — одно из самых известных его творений. В 1834 году отец Иоанн получил назначение на остров Ситху у юго-западного берега Аляски.

В ноябре 1840 года, после кончины супруги, будущий святитель принял монашеский постриг с именем Иннокентий в честь первого Иркутского епископа и сразу же был возведен в сан архимандрита, а вскоре состоялось его посвящение в епископа Камчатского, Курильского и Амурского. С тех пор владыка Иннокентий почти тридцать лет занимался духовным окормлением верующих огромной епархии, в которую со временем вошла и Якутская область.

Святитель Филарет (Дроздов), глубоко чтивший владыку Иннокентия, говорил о нем: «В нем есть что-то апостольское». Незадолго до своей кончины митрополит Филарет в беседе с духовным писателем А.Н. Муравьевым высказал мнение, что святитель Иннокентий был бы достойным кандидатом на замещение Московской кафедры.

28 января 1868 года архиепископ Камчатский Иннокентий, много потрудившийся на поприще миссионерского служения в отдаленных местах России, получил известие, что высочайшим соизволением он назначен на Московскую кафедру, которая осталась вдовствующей после кончины митрополита Филарета (Дроздова). Пораженный этим известием, 70-летний владыка целый день пребывал в глубокой задумчивости и никого к себе не допускал. Ночью он долго стоял на коленях и усердно молился. Святитель дивился такому повороту в своей жизни: сын бедного сельского пономаря становится одним из первых иерархов Русской Православной Церкви.

Утром владыка Иннокентий отправил обер-прокурору Святейшего Синода депешу, в которой извещал, что принимает новое назначение «с полной преданностью Царю Небесному и благоговейным послушанием царю земному». «Пусть будет со мною, что угодно Господу, — сказал он себе. — Иду, куда повелено».

25 мая 1868 года огласивший Москву колокольный звон возвестил о прибытии в древнюю столицу нового архипастыря. На другой день высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, совершил вхождение в Успенский собор Московского Кремля. Имея уникальный опыт миссионерского и архипастырского служения, владыка Иннокентий, однако, с чувством глубочайшего смирения говорил о себе при вступлении в управление московской паствой: «Такому ли наименьшему из делателей быть делателем винограда Христова, великого, славного и древнего.^ И такому ли учителю поучать паству, из среды которой исходят во все концы России учители и наставники, и даже учители учителей?.. Кто мой предшественник и кто я? Тут не может быть никакого сравнения. Или всякое сравнение будет далеко не в мою пользу, а некоторые даже против меня». В то же время в духе покорности воле Божией владыка добавлял: «Но кто я, чтобы мне противиться Богу — Царю Небесному, без воли Коего и влас с главы нашей не падает? Кто я, чтобы мне противурещи царю земному, сердце коего в руце Божией?»

30 мая 1868 года святитель выехал поездом в Сергиев Посад. Лаврская братия вышла крестным ходом из Троицкого собора для встречи нового священноархимандрита. После молебна, приложившись к мощам преподобного Сергия, владыка обратился к молящимся с кратким приветствием, исполненным смирения. Он сказал, что звание инока носит более четверти века, но готов учиться иночеству у последнего из братии. Взирая на раку Преподобного, владыка попросил у него прощения за то, что дерзнул произнести слово в таком святом месте, и низко поклонился. «Простите и вы меня, братия, малокнижного», — добавил он.

Из Троицкого собора, по пути в настоятельские покои, владыка направился в Никоновскую церковь и Серапионову палату, к месту явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию, где поклонился гробам угодников Божиих.

1 июня, рано утром, по окончании литургии в домовой церкви, митрополит Иннокентий в сослужении лаврских священников совершил панихиду на могиле своего предшественника владыки Филарета (Дроздова). При пении молитвы «Со святыми упокой» святитель преклонил главу и опустился на колени. 30 июня в церкви Святого Духа он совершил освящение придела во имя праведного Филарета Милостивого, где был похоронен святитель Филарет.

Во время того же пребывания владыки Иннокентия в Сергиевом Посаде, 2 июля 1868 года, состоялось торжество, посвященное началу строительства железнодорожной линии от Сергиева Посада до Ярославля. Из Лавры под колокольный звон направился крестный ход к месту начала работ, где его ожидал митрополит Иннокентий. Владыка совершил водосвятный молебен Живоначальной Троице и преподобному Сергию и окропил святой водой рабочих и орудия труда.

Первым делом митрополита Иннокентия по вступлении на Московскую кафедру было ознакомление с ходом религиозно-нравственного воспитания юношества, а плодом этого ознакомления стала его записка о воспитании, подготовленная в феврале 1869 года.

Назначение святителя Иннокентия на Московскую кафедру создало благоприятные условия для развития миссионерского дела в России. «Господу было угодно, — говорил владыка, — чтобы и здесь, в центре России, в летах преклонных я не оставался чуждым миссионерской деятельности, которой по воле промысла Божия в отдельных окраинах Отечества посвящена вся моя жизнь с ранней молодости». В 1869 году вместо малоуспешного Миссионерского общества в Санкт-Петербурге владыка основал Православное миссионерское общество с центром в Москве и стал его председателем. В московском Покровском монастыре развернулась подготовка миссионеров. В обители были созданы переводческий и издательский отделы, миссионерский архив и библиотека, а также первый в России Миссионерский институт.

Владыка Иннокентий отличался доступностью. Он сам, не дожидаясь доклада секретаря, выходил к священникам и светским людям, желавшим попасть к нему на прием. Один из посетителей, отец Алексий, записал слова владыки, сказанные ему при встрече: «Пользуйся всяким удобным случаем, чтобы наставить и научить. Устрой по воскресным дням собеседования, чтобы все это было тихо, без всяких лишних слов. Собирай больших и малых не забывай. Особенно учеников школы склоняй, чтобы они ходили к тебе на собеседования. Не говори искусственных поучений на этих собеседованиях, а возьми Евангелие, прочитай им его по-славянски, по-русски, растолкуй, поговори еще что по поводу прочитанного, но поговори просто, понятно, по душе, и Господь поможет тебе».

Митрополит Иннокентий часто ездил по епархии. Он разработал и пытался реализовать проект введения общежития во всех монастырях России. Однако Святейший Синод не поддержал его начинание.

Любимым местом посещений владыки Иннокентия была Троице-Сергиева Лавра. Он заботился о монахах обители, устраивал бесплатные столовые и гостиницы для неимущих богомольцев, добивался (хотя и безуспешно) освобождения принадлежащих Лавре торговых заведений от налогов. Усилиями митрополита Иннокентия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы при Московской Духовной академии.

Владыка Иннокентий благословил издание «Троицких листков» для народа, которые начали выходить в 1879 году и сыграли большую роль в духовно-нравственном просвещении жителей России. Лаврская типография печатала их сотнями тысяч. Всего было издано более 700 таких листков объемом не более десяти страниц и общим тиражом свыше миллиона экземпляров. «Троицкие листки» продавали по копейке, а иногда отпускали даром. Это было любимое чтение народа. Когда паломник возвращался домой, вокруг него собирались богомольные люди, и часто листки читались вслух. В них искали и находили множество душеполезных рассуждений и поучений.

Святитель был крайне воздержан в пище и вел жизнь совершенно аскетическую. Несмотря на резкое падение зрения, владыка продолжал совершать богослужения и, имея превосходную память, читал Евангелие и все молитвы наизусть, никогда не сбиваясь, так что посторонние не могли догадаться, что он почти ничего не видит.

Ввиду ослабления зрения митрополит Иннокентий обратился к государю Александру II с просьбой об увольнении на покой. Но император, высоко ценивший его полувековое служение в далеких краях и понимавший, что найти подобного ему трудно, отклонил просьбу владыки и при этом выразил желание, чтобы митрополит Иннокентий оставался на Московской кафедре до конца своих дней.

В марте 1879 года святитель серьезно занемог, но храм Божий по-прежнему посещал ежедневно. На Страстной седмице он принял таинство святого елеосвящения, а в Великий четверг причастился святых Христовых Таин, несмотря на болезнь, стоя на ногах. В Великую субботу, 31 марта, в 2 часа 45 минут утра святитель тихо почил о Господе.

Митрополит Иннокентий завещал не говорить на его похоронах хвалебных речей, а произнести лишь общее поучение на любимые им слова: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23). При отпевании владыки епископ Амвросий (Ключарев) сказал яркую проповедь на этот стих.

Многие современники вспоминали святителя Иннокентия как исключительно духоносного пастыря, прямого, честного, искреннего, благожелательного человека, отличавшегося терпением, всегда готового на подвиг, на лишения, неумолимо строгого к себе и великодушного к другим.

6 октября 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Иннокентий (Вениаминов) — одним из первых при советской власти — был причислен к лику святых. Мощи святителя покоятся в Троице-Сергиевой Лавре.

Память святителя Иннокентия, митрополита Московского, празднуется 31 марта / 13 апреля и 23 сентября / 6 октября.

Источник: Троицкий патерик. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. Стр. 352-358